Обряды долины Омо

Не так уж мно­го, если вду­мать­ся, извест­но нам об Эфи­о­пии: одна из бед­ней­ших стран мира, оазис «чер­но­ко­же­го хри­сти­ан­ства», где дья­вол на риту­аль­ных изоб­ра­же­ни­ях пред­ста­ет с белой, а Гос­подь и анге­лы – с тем­ной кожей. И тем более уди­ви­тель­но пред­ста­вить, что в этой неиз­вест­ной, таин­ствен­ной Эфи­о­пии, есть своя внут­рен­няя, еще более дикая и таин­ствен­ная Эфи­о­пия, кро­ме воин­ствен­ных пле­мен доли­ны реки Омо. Здесь так­же как и в древ­но­сти и, веро­ят­но, тыся­чи лет назад, пасут скот, обра­ба­ты­ва­ют зем­лю, тан­цу­ют и дерут­ся, женят­ся и раз­ри­со­вы­ва­ют чер­ные тела. Здесь, что­бы женить­ся, надо про­бе­жать, не упав, по спи­нам шерен­ги быков, а для неве­сты – бес­че­стье, если ее хоро­шень­ко не высек­ли перед свадьбой.

Вы ска­же­те, что подоб­ной экзо­ти­ки на пла­не­те еще доволь­но мно­го. Так поче­му же нуж­но искать пер­во­быт­ный дух имен­но здесь, поче­му нуж­но запе­чат­леть в памя­ти образ жиз­ни всех этих каро, боди и мур­си? Да пото­му что очень ско­ро здесь постро­ят систе­му пло­тин, исчез­нут паст­би­ща и пре­кра­тит­ся эта «допо­топ­ная» жизнь. Поэто­му, надо спешить…

(Все­го 33 фото)

За фото спа­си­бо Сатур­ни­ку!

Обряды долины Омо

1) До 90‑х годов 20-го века о пле­ме­нах доли­ны реки Омо на юго-запа­де Эфи­о­пии почти ниче­го не писа­ли, и мало кто из евро­пей­цев их вооб­ще видел. До сих пор нет досто­вер­ных дан­ных и о чис­лен­но­сти пле­мен: спе­ци­а­ли­сты пред­по­ла­га­ют, что в этой труд­но­до­ступ­ной и мало­изу­чен­ной мест­но­сти оби­та­ют от 15 до 20 пле­мен­ных групп.

Обряды долины Омо

2) Все они этни­че­ски раз­ные, но ведут похо­жий образ жиз­ни: жен­щи­ны обра­ба­ты­ва­ют зем­лю и рас­тят детей, муж­чи­ны пасут скот в реч­ной пой­ме, ста­ри­ки руко­во­дят процессом.

Обряды долины Омо

3) Но, воз­мож­но, ско­ро все изме­нит­ся – тече­ние реки Омо пере­кро­ет кас­кад пло­тин мощ­ной ГЭС. Эфи­оп­ская сто­ли­ца нако­нец полу­чит бес­пе­ре­бой­ное энер­го­снаб­же­ние, а тра­ди­ци­он­ное ско­то­вод­ство в долине реки канет в небы­тие. Навер­ное того мур­си, каро, хамар, сур­ма и еще пол­то­ра десят­ка пле­мен наде­нут брю­ки, смо­ют тра­ди­ци­он­ные узо­ры и пода­дут­ся в город. Пока же они хотят «в люди» толь­ко что­бы обме­нять намы­тый ими в гор­ных реч­ках золо­той песок на нуж­ные товары.

Обряды долины Омо

4) А нуж­ны здесь не лекар­ства и не совре­мен­ные ору­дия тру­да и уж точ­но не быто­вая химия — без все­го это­го они пре­крас­но обхо­дят­ся. Людям, живу­щим в долине Омо, необ­хо­ди­мы авто­ма­ты Калаш­ни­ко­ва — так они охра­ня­ют гра­ни­цы сво­их вла­де­ний, не отме­чен­ные ни на одной кар­те мира.

Обряды долины Омо

5) С тех самых пор, как локаль­ные кон­флик­ты в Севе­ро-Восточ­ной Афри­ке нача­ли решать­ся с помо­щью воен­ных поста­вок из дер­жав вро­де СССР и США, авто­ма­ти­че­ское ору­жие вытес­ни­ло мета­тель­ные копья из оби­хо­да даже самых «диких» племен.

Обряды долины Омо

6) До тех пор пока дети не достиг­ли под­рост­ко­во­го воз­рас­та, их един­ствен­ное заня­тие – помощь по хозяй­ству и выпас коз. Прав­да, в пле­ме­ни сур­ма недав­но появи­лись пер­вые школы.

Обряды долины Омо

7)

Обряды долины Омо

8) Сра­зу после купа­ния маль­чи­ки покро­ют тела гли­ной – это необ­хо­ди­мая защи­та от уку­сов насе­ко­мых, в том чис­ле мухи цеце. Вооб­ще борь­ба с насе­ко­мы­ми-вре­ди­те­ля­ми ведет­ся доволь­но ожесточенная.

Обряды долины Омо

9) Достать авто­ма­ти­чес­ке ору­жие любой систе­мы в Эфи­о­пии – не про­бле­ма. Повстан­цы из сосед­не­го Суда­на гото­вы усту­пить АКМ за несколь­ко коров.

Обряды долины Омо

10)

Обряды долины Омо

11)

Обряды долины Омо

12)

Обряды долины Омо

13) Отлич­но выде­лан­ные бычьи или козьи шку­ры состав­ля­ют един­ствен­ный пред­мет жен­ско­го гар­де­роба: их носят на манер перед­ни­ка или обма­ты­ва­ют вокруг бедер.

Обряды долины Омо

14) Об этой пред­ста­ви­тель­ни­це сра­зу и не ска­жешь, что она зна­ет почти все о бере­мен­но­сти и вос­пи­та­нии ребенка.

Обряды долины Омо

15) Жен­щи­ны сур­ма, мур­си и неко­то­рых дру­гих пле­мен исполь­зу­ют в каче­стве укра­ше­ний губ­ные дис­ки. Вста­вить такой диск – дело не одно­го дня

Обряды долины Омо

16) По дости­же­нию девуш­кой брач­но­го воз­рас­та (он здесь насту­па­ет доволь­но позд­но – 18–20 лет) ее ниж­нюю губу про­ты­ка­ют и в обра­зо­вав­шу­ю­ся про­резь встав­ля­ют неболь­шую глад­ко обстру­ган­ную дощеч­ку или пла­стин­ку из гли­ны. Что­бы она луч­ше при это дер­жа­лась, ниж­ние рез­цы барыш­ням при этом выби­ва­ют. По мере того, как губа рас­тя­ги­ва­ет­ся, пла­стин­ки заме­ня­ют на более широкие.

Обряды долины Омо

17) Совре­мен­ные обла­да­тель­ни­цы губ­ной «тарел­ки» очень гор­дят­ся ее раз­ме­ром и узо­ром и нико­гда не выхо­дят «в свет» без украшения.

Обряды долины Омо

17) По одной из вер­сий губ­ной диск встав­ля­ли девоч­кам, что­бы сде­лать их менее при­вле­ка­тель­ны­ми для охот­ни­ков за рабынями. 

Обряды долины Омо

18) Глав­ное раз­вле­че­ние тут – тан­цы: беше­но-дина­мич­ные, бук­валь­но до изнеможения. 

Обряды долины Омо

20) Высо­кие прыж­ки, вра­ще­ния, наско­ки друг на дру­га, «бода­ния». Вооб­ще мно­гие тан­це­валь­ные па ими­ти­ру­ют дви­же­ния живот­ных, осо­бен­но близ­ких скотоводам.

Обряды долины Омо

21)

Обряды долины Омо

22)

Обряды долины Омо

23) Участ­ни­ки риту­аль­ных цере­мо­ний не про­сто само­заб­вен­но тан­цу­ют, они неред­ко дово­дят себя до экс­та­за. Воз­мож­но, это­му спо­соб­ству­ет упо­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских растений.

Обряды долины Омо

24)

Обряды долины Омо

25)

Обряды долины Омо

26)

Обряды долины Омо

27)

Обряды долины Омо

28)

Обряды долины Омо

29)

Обряды долины Омо

30) У хамар, беша­дар, каро и неко­то­рых дру­гих пле­мен прак­ти­ку­ет­ся бул­джам­пинг – прыж­ки, а точ­нее бег по спи­нам быков. Этот риту­ал, кото­рый явля­ет­ся воз­раст­ным испы­та­ни­ем (ини­ци­а­ци­ей), пред­ше­ству­ет смот­ри­нам невест и заклю­че­нию браков.

Обряды долины Омо

31) От участ­ни­ка риту­а­ла тре­бу­ет­ся про­бе­жать, не падая, по спи­нам постав­лен­ных в ряд живот­ных, кото­рых в это вре­мя удер­жи­ва­ют за хво­сты сопле­мен­ни­ки. Успеш­но прой­дя его, юно­ша ста­но­вит­ся «мажа», т.е. может по пра­ву счи­тать­ся муж­чи­ной и выбрать себе жену.

Обряды долины Омо

32) Если этот юно­ша из пле­ме­ни беша­дар не удер­жит рав­но­ве­сие и упа­дет ему при­дет­ся еще год ждать сле­ду­ю­щей воз­мож­но­сти дока­зать, что он «не маль­чик, но муж».

Обряды долины Омо

33) Важ­ной завер­ша­ю­щей частью обря­да явля­ет­ся риту­аль­ное биче­ва­ние деву­шек. Шра­мы, кото­рые оста­ют­ся от этой пор­ки, затем гор­до демон­стри­ру­ют­ся жен­щи­на­ми, как свое­об­раз­ные знач­ки жен­ской чести. Далее нас жда­ла поезд­ка на Умхлан­га, но это совсем дру­гая история.

Живая планета
Добавить комментарий