Племена долины Омо

Фото­граф Мар­кос Лира сде­лал эти фото­гра­фии, в 2010 году во вре­мя сво­ей поезд­ки в доли­ну реки Омо, кото­рая нахо­дит­ся в трех днях езды от эфи­оп­ской сто­ли­цы Аддис Абе­бы и оста­ет­ся одним из самых неосво­ен­ных угол­ков на пла­не­те Это уди­ви­тель­ное место мож­но опре­де­лить как сво­е­го рода огром­ный музей под откры­тым небом – здесь про­жи­ва­ют четы­ре основ­ные Афри­кан­ские язы­ко­вые груп­пы. Пле­мён более два­дца­ти, неко­то­рые их них насчи­ты­ва­ют десят­ки тысяч чело­век, а дру­гие – менее 500, зато куль­ту­ра каж­дой из них под­лин­на и уникальна.

Племена долины Омо

1. Жен­щи­на из пле­ме­ни сур­ма, кото­рое живет на бере­гах одно­имен­ной реки, в юго-запад­ной части Эфи­о­пии. Полу­ко­че­вые пле­ме­на сур­ма отго­ро­же­ны от мира труд­но­до­ступ­ны­ми горами.

Племена долины Омо

2. Моло­дая мать из пле­ме­ни сур­ма с ребен­ком. Как и мно­гие дру­гие пле­ме­на доли­ны Ома пле­мя сур­ма напря­мую не сопри­ка­са­ет­ся с цивилизацией.

Племена долины Омо

3. Из-за густых джун­глей и суро­во­го сухо­го кли­ма­та этот реги­он оста­ет­ся одним из самых неосво­ен­ных в мире.

Племена долины Омо

4. Пожи­лая жен­щи­на из пле­ме­ни сур­ма курит трубку.

Племена долины Омо

5. Маль­чик из пле­ме­ни сур­ма. Хотя в пле­ме­ни есть огне­стрель­ное ору­жие, и даже авто­ма­ты Калаш­ни­ко­ва, пле­мя ведёт пер­во­быт­ный уклад жиз­ни. Пле­мя не охо­тит­ся, а живёт за счёт рога­то­го ско­та, это у сур­ма глав­ное богатство.

Племена долины Омо

6. Как у взрос­лых, так и у детей голо­вы выбри­ты это пока­за­тель кра­со­ты у обо­их полов. Выра­же­ние близ­кой друж­бы у ребя­ти­шек оди­на­ко­вые рисун­ки на теле или грим на лице, кото­ры­ми они ста­ра­тель­но укра­ша­ют друг друга.

Племена долины Омо

7. О себе сур­ма гово­рят: «Мы луч­ше дру­гих, ибо мы насла­жда­ем­ся сво­бо­дой в лесу, у нас нет хозя­ев, эта зем­ля наша, и мы можем вво­лю пить моло­ко. Мы не хотим отка­зы­вать­ся от рисун­ков на теле, палоч­ных боев, губ­ных пла­сти­нок. Это наша жизнь. Мы вер­ны сво­им традициям».

Племена долины Омо

8. Когда жен­щине испол­ня­ет­ся 20 лет, ей про­ты­ка­ют ниж­нюю губу (болез­нен­ная и опас­ная из-за воз­мож­но­го зара­же­ния опе­ра­ция) и встав­ля­ют в отвер­стие малень­кий про­ка­лен­ный диск. В тече­ние года посте­пен­но встав­ля­ют­ся все более широ­кие пластинки.

Племена долины Омо

9. Чем боль­ше дере­вян­ная (или гли­ня­ная) тарел­ка, встав­лен­ная в ниж­нюю губу, тем у девуш­ки боль­ше круп­но­го рога­то­го ско­та, кото­рое роди­те­ли могут предо­ста­вить в каче­стве приданного.

Племена долины Омо

10. Жен­щи­ны из пле­ме­ни хамер по пути на рынок.

Племена долины Омо

11. Мно­гие путе­ше­ствен­ни­ки отме­ча­ют кра­со­ту деву­шек пле­ме­ни хамер.

Племена долины Омо

12. Каж­дое пле­мя доли­ны гово­рит на сво­ем язы­ке, у каж­до­го свои соб­ствен­ные обы­чаи и вероисповедание.

Племена долины Омо

13. Девуш­ка пле­ме­ни хамер с ребенком. 

Племена долины Омо

14. Люди пле­ме­ни защи­ща­ют от солн­ца воло­сы и кожу нама­зы­ва­ясь сме­сью крас­ной гли­ны, воды и сыро­го яйца.

Племена долины Омо

15. Насе­ле­ние Эфи­о­пии состав­ля­ет более 60 млн.человек, но при этом делит­ся более чем на 80 этни­че­ских групп. Боль­шая часть из них отно­сит­ся к эфи­оп­ской расе, явля­ю­щей­ся про­ме­жу­точ­ной, меж­ду евро­пео­ид­ной и негроидной.

Племена долины Омо

16. Один из ста­рей­шин пле­ме­ни хамер.

Племена долины Омо

17. Ни фами­лий, ни пас­пор­тов у хаме­ров, живу­щих пер­во­быт­но-общин­ным стро­ем,- есте­ствен­но нет. Не фик­си­ру­ет­ся и воз­раст. Девуш­ку берут замуж тогда, когда у неё появ­ля­ют­ся вто­рич­ные поло­вые при­зна­ки ( при­мер­но в 12 лет). 

Племена долины Омо

18. До заму­же­ства, она обя­за­тель­но, под стра­хом смер­ти, долж­на сохра­нить девственность. 

Племена долины Омо

19. Рабо­та­ют в пле­ме­ни хаме­ров толь­ко под­рост­ки, муж­чи­ны, не спо­соб­ные уже дер­жать ору­жие, и жен­щи­ны, не спо­соб­ные рожать.

Племена долины Омо

20. Моло­дые же жен­щи­ны, так­же ниче­го не дела­ют, кро­ме ухо­да за малы­ша­ми и совер­шен­ство­ва­ния соб­ствен­но­го тела. В послед­нем искус­стве они могут дать фору любо­му спа-салону. 

Племена долины Омо

21. Обыч­но у муж­чи­ны пле­ме­ни хамер – две-три жены и мно­же­ство детей.

Племена долины Омо

22. Дерев­ня пле­ме­ни состо­ит из несколь­ких десят­ков круг­лых, сто­я­щих на сва­ях хижин с кони­че­ски­ми кры­ша­ми. Остов их вяжет­ся из жер­дей, а свер­ху накры­ва­ет­ся тол­стым сло­ем высу­шен­ной тра­вы и соломы.

Племена долины Омо

23. Внут­ри хижи­на делит­ся на жилую часть (с оча­гом и ложем для сна), зер­но­хра­ни­ли­ще-гота и загон для коз. Хозяй­ское ложе – необы­чай­но широ­кое. Оно соору­же­но из кам­ней, покры­тых сло­ем гли­ны с соло­мой, а свер­ху накры­то мно­же­ством козьих шкур.

Племена долины Омо

24. Жен­щи­ны из пле­ме­ни хамар за уклад­кой при­чес­ки. Пред­ста­ви­те­ли этих афри­кан­ских пле­мен исполь­зу­ют для этих целей глину.

Племена долины Омо

25. Девуш­ка пле­ме­ни хамер 

Племена долины Омо

26. Жен­щи­на пле­ме­ни хамер за питьем воды

Племена долины Омо

27. Запад­ные и юго-запад­ные рай­о­ны стра­ны, где и рас­по­ла­га­ет­ся доли­на реки Омо, засе­ле­ны пле­ме­на­ми этно-групп негро­ид­ной расы: афа­ры, агау, оро­мо, сида­мо, сома­ли, кафа, беджа и др. А если учесть, что в каж­дую этно-груп­пу вхо­дит до десят­ка раз­лич­ных пле­мён, гово­ря­щих на соб­ствен­ных диа­лек­тах, то раз­лич­ных язы­ков в Эфи­о­пии полу­чит­ся более 200.

Племена долины Омо

28. Пле­ме­на же все живут обособ­лен­но, как от госу­дар­ствен­ных вла­стей, так и друг от дру­га, а пото­му прак­ти­че­ски у каж­до­го муж­чи­ны здесь, на пле­че висит авто­мат Калаш­ни­ко­ва, гото­вый к пря­мо­му исполь­зо­ва­нию. На фото: Муж­чи­на из пле­ме­ни сури пози­ру­ет с AK-47 

Племена долины Омо

29. Одна из харак­тер­ных осо­бен­но­стей пле­мен доли­ны Омо — неуто­ли­мая страсть к укра­ше­нию соб­ствен­но­го тела.

Племена долины Омо

30. Пле­мя сур­ма, напри­мер, достиг­ло осо­бых высот в рисун­ках по коже, а пле­мя хамер — в созда­нии слож­ней­ших мно­го­уров­не­вых причесок.

Племена долины Омо

31. Зна­ме­ни­тые губ­ные дис­ки быва­ют двух видов — кли­но­об­раз­ные и плос­кие. Счи­та­ет­ся, что тра­ди­ция носить губ­ные дис­ки воз­ник­ла во вре­ме­на мас­со­вой охо­ты на рабов: тузем­цы обез­об­ра­жи­ва­ли внеш­ность, что­бы сде­лать­ся некон­ди­ци­он­ным «живым това­ром», подоб­но тому как ран­не­хри­сти­ан­ские мона­хи­ни отре­за­ли себе носы, что­бы защи­тить свою невин­ность от варваров. 

Племена долины Омо

32. Но у сур­ма и мур­си губ­ной диск тра­ди­ци­он­но игра­ет и важ­ную соци­аль­ную роль. Чем боль­ше его диа­метр, тем выше авто­ри­тет девуш­ки, тем боль­шим спро­сом она поль­зу­ет­ся на ярмар­ке невест.

Племена долины Омо

33. Конеч­но, жен­щи­ны не носят дис­ки все вре­мя: они выни­ма­ют их, напри­мер, во вре­мя еды или перед сном, зато вне дома или на людях не рас­ста­ют­ся с ними. Кро­ме того, у жен­щин сур­ма и мур­си в обы­чае обме­ни­вать­ся эти­ми жут­ко­ва­ты­ми укра­ше­ни­я­ми, не вклю­ча­ют­ся в кру­го­во­рот лишь те, что были пода­ре­ны мужем.

Племена долины Омо

34. За куре­ни­ем трубки 

Живая планета
Добавить комментарий