Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

В июне 2017 года агент­ство ECA International опуб­ли­ко­ва­ло спи­сок горо­дов мира, самых доро­гих для ино­стран­цев. Если рань­ше в нем фигу­ри­ро­ва­ли Москва, Лон­дон и Син­га­пур, то теперь рей­тинг воз­гла­ви­ла Луан­да, сто­ли­ца афри­кан­ской стра­ны Анголы.

Кон­суль­тант по PR и кон­тент-стра­те­гии Анна Гра­ве пора­бо­та­ла в Луан­де и рас­ска­за­ла на vc.ru, что там делать и сто­ит ли туда ехать.

www.uspen.ru: Аренда офиса от собственника в Красногорске

Этой осе­нью мне пред­ста­ви­лась необыч­ная воз­мож­ность пора­бо­тать в Афри­ке. В тече­ние меся­ца я помо­га­ла коман­де аме­ри­кан­ско­го фон­да PSI в Анго­ле с мар­ке­тин­го­вой стратегией.

Анго­ла — стра­на на юге Афри­ки, гра­ни­ча­щая с дву­мя Кон­го (Демо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­кой Кон­го и Рес­пуб­ли­кой Кон­го), Зам­би­ей и Нами­би­ей, с запа­да она омы­ва­ет­ся Атлан­ти­че­ским океаном.

Основ­ной язык обще­ния — пор­ту­галь­ский, так как Анго­ла — быв­шая коло­ния Пор­ту­га­лии. Тут круг­лый год теп­ло и влаж­но. С июня по сен­тябрь днем 26–28 гра­ду­сов выше нуля, в осталь­ное вре­мя 28–34. Насе­ле­ние — 28 мил­ли­о­нов чело­век, в Луан­де с при­го­ро­да­ми живет почти восемь миллионов.

Как Луан­да ста­ла самым доро­гим горо­дом для экспатов

«Город кон­тра­стов» — самая точ­ная харак­те­ри­сти­ка Луан­ды. Ее облик — при­чуд­ли­вая смесь ста­рин­ной пор­ту­галь­ской коло­ни­аль­ной архи­тек­ту­ры, бру­та­лиз­ма 1950–1970‑х годов, совре­мен­ных небо­скре­бов, феше­не­бель­ных закры­тых кон­до­ми­ни­у­мов и мусек (так тут назы­ва­ют тру­що­бы) из кир­пи­чей и листов желе­за без водо­про­во­да и канализации.

В мусе­ках оби­та­ет при­мер­но три чет­вер­ти сто­лич­ных жите­лей. По дан­ным МИД РФ, 70% анголь­цев живут менее чем на 2 дол­ла­ра в день. При этом Луан­да несколь­ко лет воз­глав­ля­ет рей­тин­ги доро­го­виз­ны жиз­ни для ино­стран­цев, остав­ляя поза­ди Син­га­пур, Гон­конг, Нью-Йорк, Токио, Лон­дон и Цюрих.

В нача­ле 2000‑х годов в Анго­ле окон­чи­лась длив­ша­я­ся 27 лет граж­дан­ская вой­на, а миро­вые цены на нефть (экс­порт кото­рой — осно­ва мест­ной эко­но­ми­ки) стре­ми­тель­но пошли вверх. Эти два собы­тия дали старт эко­но­ми­че­ско­му буму: несколь­ко лет под­ряд эко­но­ми­ка Анго­лы рос­ла на десять про­цен­тов в год.

В стра­ну хлы­нул поток ино­стран­ных работ­ни­ков, спрос на ком­форт­ные дома и квар­ти­ры в разы пре­вы­шал пред­ло­же­ние. Месяч­ная арен­да нор­маль­но­го (по мер­кам запад­но­го чело­ве­ка) жилья начи­на­лась от 5 тысяч дол­ла­ров в ста­рых домах и от 10 тысяч в новых. Хотя это не гаран­ти­ро­ва­ло отсут­ствия пере­бо­ев в пода­че воды и света.

Доро­го сто­и­ло все: про­дук­ты пита­ния, быто­вые това­ры, тех­ни­ка, одеж­да. Сама Анго­ла не про­из­во­ди­ла прак­ти­че­ски ниче­го. Цена в 30 дол­ла­ров за гам­бур­гер в ресто­ра­нах быст­ро­го обслу­жи­ва­ния не вызы­ва­ла удив­ле­ния, 200 дол­ла­ров за доволь­но скром­ный ужин на дво­их — тоже.

Обвал цен на нефть и его последствия

В 2014 году цена за бар­рель упа­ла со 110 до 50 дол­ла­ров, и ино­стран­ный биз­нес сокра­тил при­сут­ствие в Анго­ле. В стране начал­ся дефи­цит валю­ты, на чер­ном рын­ке рез­ко вырос курс дол­ла­ра и евро.

При офи­ци­аль­ном кур­се в 166 анголь­ских кванз за один дол­лар на чер­ном рын­ке вам пред­ло­жат 395 кванз. Те, кто полу­ча­ет зар­пла­ты в кван­зах, изоб­ре­та­ют спо­со­бы от них изба­вить­ся — напри­мер, ску­па­ют раз­ные това­ры от пива до мото­цик­лов и про­да­ют за валю­ту в сосед­нем Конго.

Для тех же, кому пла­тят в дол­ла­рах или евро, жизнь ста­ла суще­ствен­но дешев­ле. Постро­ен­ные с при­це­лом на неф­тя­ни­ков новые кон­до­ми­ни­у­мы пусту­ют. Арен­до­да­те­ли дела­ют скид­ки, цены упа­ли в два — два с поло­ви­ной раза. И все рав­но мно­го­квар­тир­ный дом на Тала­тоне (новый при­го­род Луан­ды с совре­мен­ным жильем и офи­са­ми), где я жила, был засе­лен при­мер­но на треть.

Смот­ри­те так­же:  3 причины спланировать летний отпуск заранее

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Обыч­ный улич­ный пере­кре­сток в Луанде
Кто и где рабо­та­ет в Анголе

Боль­шин­ство экс­па­тов в Анго­ле рабо­та­ют в ком­па­ни­ях, свя­зан­ных с добы­чей при­род­ных ресур­сов (нефть, газ, алма­зы), кон­сал­тин­ге, стро­и­тель­стве, гума­ни­тар­ных орга­ни­за­ци­ях, неко­то­рые дела­ют соб­ствен­ный бизнес.

Китай — основ­ной поку­па­тель неф­ти и биз­нес-парт­нер Анго­лы, поэто­му в стране очень мно­го китай­цев, а из евро­пей­цев боль­ше все­го пор­ту­галь­цев. Но в целом здесь рабо­та­ют люди из самых раз­ных стран, вклю­чая Рос­сию и госу­дар­ства быв­ше­го СССР.

Боль­шин­ство орга­ни­за­ций начи­на­ют рабо­тать в восемь утра и закан­чи­ва­ют в пять часов вече­ра. В шесть вече­ра на ули­це уже тем­но. Пере­рыв на обед — час. Офи­ци­аль­ный отпуск — 24 дня в году и око­ло деся­ти празд­нич­ных дней.

Я рабо­та­ла в аме­ри­кан­ском фон­де PSI, кото­рый раз­ра­ба­ты­ва­ет и внед­ря­ет про­грам­мы по пла­ни­ро­ва­нию семьи, борь­бе с эпи­де­ми­я­ми, про­фи­лак­ти­ке инфек­ций, пере­да­ва­е­мых поло­вым путем.

У фон­да есть как неком­мер­че­ские про­ек­ты (напри­мер, рас­про­стра­не­ние мос­кит­ных сеток и чистой воды), так и ком­мер­че­ские (про­да­жа кон­тра­цеп­ти­вов). Я зани­ма­лась ауди­том мар­ке­тин­го­во­го пла­на и раз­ра­бот­кой кон­тент­ной стра­те­гии фон­да в digital-среде.

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Офис PSI

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Меня наря­ди­ли в мест­ном стиле
Анголь­цы

Мест­ные жите­ли в основ­ном дру­же­люб­ны и веж­ли­вы. Здо­ро­вать­ся при­ня­то даже с незна­ко­мы­ми, а в офи­се мно­гие дела­ют это по три раза: утром, днем и вечером.

С утра не сто­ит удив­лять­ся вопро­су «Como foi a noite?» («Как про­шла ночь?»): это не домо­га­тель­ство, а при­знак вос­пи­тан­но­сти. В нача­ле тру­до­во­го дня хоро­шим тоном счи­та­ет­ся поже­лать кол­ле­гам «Bom trabalho» («Удач­ной работы»).

Люди здесь не спе­шат ни на рабо­те, ни в лич­ной жиз­ни, к это­му надо быть гото­вым. К рус­ским отно­сят­ся хоро­шо. Мно­гие анголь­цы учи­лись в СССР, в том чис­ле быв­ший и нынеш­ний пре­зи­ден­ты стра­ны и дру­гие люди из поли­ти­че­ско­го руководства.

Вещь, кото­рая сра­зу бро­са­ет­ся в гла­за ино­стран­цу: мест­ные обо­жа­ют мод­но оде­вать­ся, при­чем муж­чи­ны боль­ше, чем жен­щи­ны. Страсть к одеж­де не зави­сит от уров­ня достат­ка: лого­ти­пы брен­дов нуж­но покруп­нее, аксес­су­а­ры — брос­кие, костюм дол­жен сидеть иде­аль­но, а ботин­ки или мод­ные крос­сов­ки нуж­но начи­стить до блеска.

Даже анго­лец из бед­но­го квар­та­ла почти все­гда будет выгля­деть мод­нее, чем обес­пе­чен­ный евро­пе­ец. Тут есть даже спе­ци­аль­ный тер­мин — banga, что при­мер­но соот­вет­ству­ет сло­ву swag в английском.

Анголь­цы обо­жа­ют делать музы­ку и тан­це­вать, и они здо­ро­во в этом пре­успе­ли. Любят хип-хоп (кста­ти, тут есть свой ана­лог Versus Battle) и локаль­ные направ­ле­ния: сем­ба, кизомба, куду­ру. Все три сло­ва обо­зна­ча­ют и музы­каль­ный стиль, и танец.

Кизомба — чув­ствен­ный пар­ный танец, испол­ня­ет­ся на вече­рин­ках и на ули­цах, напри­мер, на набе­реж­ной Луан­ды Мар­жи­нал. Куду­ру заро­дил­ся на город­ских окра­и­нах, его тан­цу­ют под афрохаус.

Вече­ра­ми в неко­то­рых местах диджеи игра­ют пря­мо на ули­цах, народ при­со­еди­ня­ет­ся и тан­цу­ет под их сеты. Кизомбу и куду­ру успеш­но экс­пор­ти­ро­ва­ли во мно­гие стра­ны, при жела­нии в Луан­де мож­но брать уро­ки у кру­тых танцоров.

Танец — важ­ней­ший эле­мент мест­ной культуры

В кон­це неде­ли анголь­цы любят ходить на пляж на косе Илья-де-Луан­да, а ночью тан­це­вать на вече­рин­ках в клу­бах и барах на Илье. Неко­то­рые увле­ка­ют­ся спор­том, люди постар­ше часто доволь­но рели­ги­оз­ны и по вос­кре­се­ньям ходят в церковь.

Про­бле­мы с безопасностью

За почти три деся­ти­ле­тия граж­дан­ской вой­ны эко­но­ми­ка Анго­лы при­шла в упа­док, была раз­ру­ше­на инфра­струк­ту­ра, у насе­ле­ния на руках до сих пор мно­го ору­жия, уро­вень пре­ступ­но­сти высокий.

Смот­ри­те так­же:  Что можно и что нельзя брать в самолет?

Глу­бо­кое соци­аль­ное рас­сло­е­ние дела­ет бело­го чело­ве­ка в гла­зах мно­гих источ­ни­ком лег­ких денег, с напа­де­ни­я­ми и ограб­ле­ни­я­ми на ули­це или в тра­фи­ке стал­ки­вал­ся почти каж­дый экс­пат, живу­щий в Луан­де про­дол­жи­тель­ное время.

Неко­то­рые запад­ные ком­па­нии запре­ща­ют сотруд­ни­кам садить­ся за руль и уста­нав­ли­ва­ют комен­дант­ский час, нару­ши­те­лей уволь­ня­ют. От пре­ступ­ни­ков стра­да­ют не толь­ко белые: мои кол­ле­ги-анголь­цы ста­ли сви­де­те­ля­ми ограб­ле­ния в одной из част­ных кли­ник Луан­ды, где они ока­за­лись по работе.

В боль­ни­цу ворва­лись люди с ору­жи­ем и «сня­ли» кас­су. Одна­жды в нашу маши­ну залез­ли в поис­ках цен­ных вещей, пока мы ужи­на­ли в ресторане.

Пере­дви­же­ние по городу

В цен­тре Луан­ды есть несколь­ко авто­бус­ных марш­ру­тов, но самый попу­ляр­ный обще­ствен­ный транс­порт — марш­рут­ки сandongueiros. Это почти все­гда мик­ро­ав­то­бу­сы Toyota или их китай­ские близ­не­цы, выкра­шен­ные в белый с голу­бым, их лег­ко заме­тить в потоке.

Что­бы добрать­ся из точ­ки А в точ­ку Б, часто нуж­но сде­лать несколь­ко пере­са­док. Попасть вглубь неко­то­рых рай­о­нов удаст­ся толь­ко на мототакси.

Поми­мо анголь­цев на оста­нов­ках обще­ствен­но­го транс­пор­та мож­но встре­тить китай­цев. Из запад­ных экс­па­тов так пере­дви­га­ют­ся еди­ни­цы (лич­но я знаю толь­ко одну голландку).

В основ­ном белые ездят на част­ном транс­пор­те. Еще недав­но в Луан­де были дикие проб­ки: что­бы добрать­ся на рабо­ту в центр из при­го­ро­да (15 кило­мет­ров), нуж­но было стар­то­вать в пять утра, а на пре­одо­ле­ние одно­го кило­мет­ра в час пик запро­сто мож­но было потра­тить пару часов. В послед­нее вре­мя ситу­а­ция несколь­ко улучшилась. 

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Води­те­ли мото­так­си ждут пас­са­жи­ров маршруток

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Дру­гой попу­ляр­ный спо­соб передвижения
Чем занять­ся в сво­бод­ное время

Луан­да — боль­шой город, где посто­ян­но что-то про­ис­хо­дит. Ноч­ная жизнь, хоро­шие кафе и ресто­ра­ны, кон­цер­ты, выстав­ки, кино — все это тут есть. За пре­де­ла­ми горо­да мно­го инте­рес­но­го — напри­мер, наци­о­наль­ный парк Киса­ма, пусты­ня Намиб, водо­пад Каландулу.

В Анго­ле тыся­чи кило­мет­ров кру­тых пля­жей, для купа­ния луч­ше выби­рать­ся за город, где более чистая вода, мож­но най­ти места с под­хо­дя­щи­ми усло­ви­я­ми для сер­фин­га и кай­та. В экс­пат­ском комью­ни­ти есть клу­бы по интересам.

Напри­мер, раз в две неде­ли тут про­хо­дят забе­ги Hash House Harriers. Там бег по горо­ду сов­ме­ща­ет­ся с рас­пи­ти­ем пива, забег часто завер­ша­ет­ся вече­рин­кой у кого-нибудь дома.

Марш­ру­ты про­кла­ды­ва­ют зара­нее, каж­дый раз раз­ные, в том чис­ле через мусе­ки, куда белый чело­век слу­чай­но точ­но бы не зашел пеш­ком в оди­но­че­стве. То есть это еще и воз­мож­ность посмот­реть, как живет насто­я­щая Луанда.

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Про­беж­ка по мусекам

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Один из сим­во­лов Анго­лы — баобаб

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Цер­ковь Носа-Сеньо­ра-да-Муши­ма в горо­де Муши­ма, место паломничества
Еда и шопинг

С едой тут все отлич­но: круг­лый год доступ­ны све­жая рыба и море­про­дук­ты из Атлан­ти­ки, мест­ные фрук­ты, ово­щи и кофе. В Анго­ле дела­ют доволь­но хоро­шее пиво (самый попу­ляр­ный бренд — Cuca), здесь отлич­ный выбор вина из Пор­ту­га­лии и ЮАР.

В Луан­де мно­го кафе с мест­ной кух­ней и ресто­ра­нов с пор­ту­галь­ской, бра­зиль­ской, эфи­оп­ской, индий­ской и ближ­не­во­сточ­ной едой. Осно­ва раци­о­на про­стых анголь­цев — кас­са­ва, она же маниока.

Это кор­не­плод, кото­рый идет в пищу во мно­же­стве видов. Из муки кас­са­вы варят фунж — мас­су, кото­рая отда­лен­но напо­ми­на­ет очень плот­ную ман­ную кашу без ярко выра­жен­но­го вку­са. Едят фунж с раз­ны­ми подливами.

Смот­ри­те так­же:  Добыча сапфиров на Мадагаскаре

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Фунж с фасо­лью в паль­мо­вом мас­ле, кури­цей в ара­хи­со­вом соусе и кизакой

Еще одно тра­ди­ци­он­ное блю­до — муфе­те, рыба на гри­ле с соусом из уксу­са, лука и спе­ций с белой фасо­лью в паль­мо­вом мас­ле с фаро­фой (крош­ка из манио­ки), жаре­ны­ми бана­на­ми, бата­том и все той же манио­кой на гарнир.

Поми­мо рыбы в анголь­ской кухне мно­го блюд с кури­цей, рисом и боба­ми. В Луан­де рабо­та­ет несколь­ко сетей супер­мар­ке­тов: Candando, Kero, Shoprite. Неко­то­рые пред­по­чи­та­ют поку­пать про­дук­ты на опто­вых скла­дах, на них дешев­ле, чем в супер­мар­ке­тах, но все про­да­ет­ся боль­ши­ми упаковками.

Луч­шие фрук­ты и ово­щи мож­но най­ти на рын­ках, часто ими тор­гу­ют пря­мо из гру­зо­ви­ков, при­пар­ко­вав­ших­ся вдоль дорог. Быто­вую тех­ни­ку, элек­тро­ни­ку и одеж­ду по-преж­не­му намно­го дешев­ле поку­пать не в Анголе.

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Муфе­те

Как я жила и работала в самом дорогом городе мира для экспатов

Бана­ны само­го раз­но­го размера
Цены

Биз­нес-ланч в кафе или ресто­ране — 1500–2500 кванз.
Муфе­те — 2000–3000 кванз.
Литр воды в мага­зине — 100 кванз.
Литр моло­ка — от 250 кванз.
Литр бен­зи­на — 160 кванз.
Хлеб 100 г — 50 кванз.
Ана­нас — 100–200 кванз.
Кило­грамм лоб­сте­ров у рыба­ков — 3000 кванз.
Поезд­ка на марш­рут­ке — 100–200 кванз.
Бан­ка пива Cuca — 90–100 кванз.
Интер­нет (без­ли­мит на один месяц, опто­во­лок­но) — 22 тыся­чи кванз.
Билет в кино — 2000 кванз (IMAX — 3000 кванз).
Вход в ноч­ной клуб — 2000–5000 кванз.

Бюро­кра­тия, тро­пи­че­ские болез­ни и пло­хая медицина

Мог­ло сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, что жизнь в Анго­ле омра­ча­ет­ся толь­ко про­бле­ма­ми с без­опас­но­стью, высо­ки­ми цена­ми и отклю­че­ни­ем воды с элек­три­че­ством, но, к сожа­ле­нию, это не все.

Вас так­же под­жи­да­ют бюро­кра­тия и кор­руп­ция: мно­гие на пер­вый взгляд неслож­ные вопро­сы могут решать­ся меся­ца­ми. Так­же надо быть гото­вым к тро­пи­че­ским болезням.

Без сер­ти­фи­ка­та о при­вив­ке про­тив жел­той лихо­рад­ки в стра­ну вооб­ще не пустят, слу­ча­ют­ся сезон­ные вспыш­ки кишеч­ных инфек­ций, рас­про­стра­не­на маля­рия, водо­про­вод­ную воду нель­зя пить и даже исполь­зо­вать для чист­ки зубов.

При пра­виль­ной гиги­ене и при­ме­не­нии репел­лен­тов в вечер­нее вре­мя боль­шей части потен­ци­аль­ных про­блем мож­но избе­жать. Меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние в Анго­ле сто­ит доро­го, а уро­вень ква­ли­фи­ка­ции мест­но­го мед­пер­со­на­ла низ­кий. Анголь­цы, кото­рые могут себе это поз­во­лить, уез­жа­ют лечить­ся в Бра­зи­лию, Пор­ту­га­лию или Испанию.

Выво­ды

Сто­ит ли ехать в Анго­лу? Это точ­но не та стра­на, куда вы захо­ти­те пере­брать­ся из тури­сти­че­ско­го инте­ре­са. Если вы не гото­вы отка­зать­ся от евро­пей­ско­го уров­ня ком­фор­та и без­опас­но­сти — тоже не стоит.

Но если вы полу­чи­ли пред­ло­же­ние от круп­ной ком­па­нии, кото­рая опла­чи­ва­ет жилье, предо­став­ля­ет меди­цин­скую стра­хов­ку, транс­порт и хоро­шие усло­вия тру­да, вы зна­е­те или гото­вы быст­ро выучить пор­ту­галь­ский, а зар­пла­ту будут пла­тить не в кван­зах — есть смысл подумать.

При мно­гих мину­сах стра­на сей­час нахо­дит­ся в инте­рес­ном исто­ри­че­ском момен­те, тут мож­но полу­чить весо­мый про­фес­си­о­наль­ный опыт.

В авгу­сте на сме­ну управ­ляв­ше­му Анго­лой в тече­ние 38 лет Жозе Эду­ар­ду Душ Сан­ту­шу при­шел новый лидер Жуан Лорен­су. Без воен­ных пере­во­ро­тов и про­чих типич­ных для Афри­ки вещей.

В Анго­ле мно­го ниш для раз­ви­тия раз­но­го биз­не­са, а кон­ку­рен­ция ниже, чем в Евро­пе, США и раз­ви­тых стра­нах Азии, но и рис­ки, конеч­но, выше. Отдель­ный инте­рес пред­став­ля­ет интер­нет-биз­нес, кото­рый толь­ко начи­на­ет развиваться.

Живая планета
Добавить комментарий