С началом эпохи Великих географических открытий Испания и Португалия бросились пилить мир, устанавливая свою власть на заморских территориях. Позднее к ним присоединились Англия, Франция и Голландия. Россия же, не имевшая толкового флота, могла помышлять лишь о присоединении соседних земель. Пока на трон не взошел Петр I.
Великий реформатор, помимо прочего, привез из Европы культуру кораблестроения. С появлением солидных судов у императора не могли не появиться колониальные амбиции. Но к тому моменту большая часть суши уже была поделена, поэтому надо было искать то, что плохо лежит. Плохо лежал остров у восточного побережья Африки под названием Мадагаскар, где пираты организовали подобие государства.
Прежде на Мадагаскаре хозяйничали французы, но в 1670 году на острове вспыхнуло восстание, и всех колонизаторов перебили. Оставшиеся базы облюбовали корсары: отсюда легко было нападать на торговые суда, шедшие в Индию и обратно. Время от времени европейцы отправляли карательные экспедиции, но не слишком акцентированные, поэтому искоренить пиратство не удавалось. Так на острове постепенно оформилось так называемое Мадагаскарское королевство, которым заправляли авторитетные морские разбойники.
Карта Мадагаскара 1702 года.
В 1721 году прибрать к рукам Мадагаскар задумали шведы. Проиграв Северную войну, королевство нуждалось в новых источниках дохода. Во главе африканской экспедиции поставили вице-адмирала Даниэля Вильстера, но вскоре выяснилось, что казна настолько худа, что денег на снаряжение кораблей не хватает, и проект заглох.
Вильстер же оказался весьма ушлым мужчиной: вскоре он прибыл в Петербург, где объявил, что не является врагом России и имеет важное государственное дело к царю (удивительная, однако, простота нравов). Петр, прознав про Мадагаскар, воспылал.
Подготовку развернули в Ревеле (нынешний Таллин) в условиях строжайшей секретности. Вся переписка велась в походной канцелярии командующего русским флотом генерал-адмирала Апраксина без привлечения сотрудников Адмиралтейств-коллегии и Коллегии иностранных дел: они были набиты представителями западных дворов. В документах даже не указывали место назначения, писали: «Следовать в назначенное вам место».
Карта мира XVII века с предполагаемым маршрутом экспедиции.
Вильстера же доставили в Рогервик, и до самого отплытия он жил в доме коменданта в полной изоляции, фактически на положении узника. Идти решили не под военным флагом, а поскольку многопушечные фрегаты под торговым флагом — явление подозрительное, было приказано избегать оживленных морских путей. Маршрут проложили не через Ла-Манш, а вокруг Британии.
На выделенные из казны три тысячи рублей снарядили два фрегата голландской постройки: «Амстердам Галей» и «Декрон де Ливде». Руководившему экспедицией Вильстеру было поручено разгромить основные пиратские базы, передать письмо Петра владыке Мадагаскара и договориться с ним об установлении дипломатических и торговых отношений.
Корабли вышли из Ревеля 21 декабря 1723 года. Но не успели они добраться даже до Датских остовов, как во время шторма один из фрегатов дал течь, а у другого обнаружились проблемы с остойчивостью. Пришлось им не солоно хлебавши возвращаться в порт. Петр тем не менее не отказался от своего намерения, развернулись новые и более тщательные приготовления. Однако после смерти первого российского императора на африканском походе поставили крест. Так Россия и не добралась до Черного континента.