Обычай «трокоси»: зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

В древ­ние вре­ме­на обы­чай жерт­во­вать свою дочь могу­ще­ствен­но­му боже­ству был очень рас­про­стра­нен. О тех вре­ме­нах нам напо­ми­на­ют сказ­ки и леген­ды, в кото­рых деву­шек отда­ют на съе­де­ние дра­ко­нам или в услу­же­ние магам. Как ни стран­но, но подоб­ная прак­ти­ка суще­ству­ет сего­дня и для неко­то­рых наро­дов Афри­ки явля­ет­ся обыч­ным делом.

Обы­чай «тро­ко­си», исто­рия кото­ро­го насчи­ты­ва­ет не одну тыся­чу лет, осно­ван на том, что семья пере­да­ет малень­кую, ниче­го не подо­зре­ва­ю­щую девоч­ку в пол­ное рас­по­ря­же­ние слу­жи­те­лей куль­та. Ребе­нок нахо­дит­ся в поло­же­нии раба и выпол­ня­ет все при­хо­ти сво­е­го хозя­и­на, в том чис­ле сексуальные.

Для одних дево­чек такое «послу­ша­ние» закан­чи­ва­ет­ся через несколь­ко лет, а для дру­гих оно рас­тя­ги­ва­ет­ся на всю жизнь. В любом слу­чае судь­ба жен­щи­ны, кото­рую в дет­стве отда­ли в храм, ока­зы­ва­ет­ся тра­ги­че­ской – пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма, полу­чен­ная в резуль­та­те подоб­но­го раб­ства, накла­ды­ва­ет отпе­ча­ток на всю жизнь.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Хра­мо­вые рабы­ни «тро­ко­си»

Как ни стран­но, но наи­бо­лее рас­про­стра­нен обы­чай «тро­ко­си» в Гане, наи­бо­лее пере­до­вой и дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щей­ся стра­ной Запад­ной Афри­ки. Из 30 мил­ли­о­нов жите­лей этой рес­пуб­ли­ки 22 мил­ли­о­на испо­ве­ду­ют хри­сти­ан­ство, 5 мил­ли­о­нов ислам, а остав­ши­е­ся жите­ли, кото­рых едва набе­рет­ся 5%, сохра­ни­ли при­вер­жен­ность к сво­им тра­ди­ци­он­ным, язы­че­ским верованиям.

Боль­шая часть людей, сохра­нив­ших веру в мест­ных богов, про­жи­ва­ют на юго-восто­ке стра­ны в дерев­нях, кото­рые уда­ле­ны от циви­ли­за­ции. В основ­ном это пред­ста­ви­те­ли мно­го­чис­лен­но­го наро­да эве, кото­рый так­же насе­ля­ет южные рай­о­ны сосед­них Бени­на и Того.

Власть госу­дар­ства тут фор­маль­на и всем заправ­ля­ют ста­рей­ши­ны, кол­ду­ны и жре­цы. Мест­ные жите­ли твер­до уве­ре­ны, что чело­век, совер­шив­ший непра­вед­ные поступ­ки, непре­мен­но будет пока­ран все­ви­дя­щи­ми мно­го­чис­лен­ны­ми боже­ства­ми и свою вину мож­но иску­пить лишь солид­ной жертвой.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Жрец одно­го из язы­че­ских хра­мов Ганы при­ни­ма­ет посетителей

Для того что­бы нака­зать кого-то за под­лость, оскорб­ле­ние или нане­се­ние мате­ри­аль­но­го ущер­ба, пред­ста­ви­те­ли наро­да эва идут в язы­че­ский храм и про­сят богов вме­шать­ся в ситу­а­цию. Боже­ства кара­ют за небла­го­вид­ные поступ­ки болез­ня­ми, паде­жом ско­та, отсут­стви­ем везе­ния или даже смер­тью. При этом гнев выс­ших сил изли­ва­ет­ся не толь­ко на винов­ни­ка, но и на всю его семью или даже целый род.

Народ эва очень суе­ве­рен и при­вык видеть про­кля­тия и про­ис­ки недоб­ро­же­ла­те­лей в любой непри­ят­но­сти, начи­ная от неболь­шой быто­вой трав­мы и закан­чи­вая исчез­но­ве­ни­ем каких-то лич­ных вещей. Что­бы выяс­нить при­чи­ну воз­ник­но­ве­ния тех или иных про­блем, жите­ли дере­вень отправ­ля­ют­ся к слу­жи­те­лям культа.

Те доход­чи­во объ­яс­ня­ют, что беды сва­ли­лись на род из-за неко­е­го недо­стой­но­го поступ­ка их род­ствен­ни­ка и этот грех нуж­да­ет­ся в сроч­ном искуп­ле­нии. Что­бы испра­вить ситу­а­цию, обыч­но пред­ла­га­ют оста­вить в услу­же­ние богам девоч­ку, кото­рой и пред­сто­ит отду­вать­ся за поступ­ки родственников.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

В уда­лен­ных от горо­дов рай­о­нах Ганы жре­цы име­ют огром­ную власть над людь­ми, мани­пу­ли­руя им при помо­щи суеверий

В самом сло­ве «тро­ко­си» зало­же­на суть это­го отвра­ти­тель­но­го явле­ния. Сло­во «тро» на язы­ке эва озна­ча­ет «боже­ство», а «коси» мож­но пере­ве­сти как жена или налож­ни­ца. Впро­чем, часто этим тер­ми­ном обо­зна­ча­ют рабы­ню, что боль­ше все­го под­хо­дит к подоб­но­му случаю.

Жре­цам в храм при­ня­то отда­вать не про­сто дев­ствен­ни­цу, а ребен­ка. Неко­то­рые девоч­ки ста­но­вят­ся «тро­ко­си» в 5–6 лет. Гораз­до реже в рели­ги­оз­ное раб­ство попа­да­ют девуш­ки, а еще реже – взрос­лые жен­щи­ны, име­ю­щие соб­ствен­ных детей.

Выбор чело­ве­ка, кото­ро­му пред­сто­ит искуп­лять гре­хи семьи оста­ет­ся за ста­рей­ши­на­ми рода. При выбо­ре кан­ди­да­та тот факт, что он не име­ет к совер­шен­но­му про­ступ­ку ника­ко­го отно­ше­ния не игра­ет ни малей­шей роли. Более того, если ребе­нок сбе­жит из хра­ма или умрет, сно­ва соби­ра­ет­ся совет и семья отправ­ля­ет жре­цам новую жертву.

При­быв­шие в храм рабы­ни про­хо­дят осо­бый риту­ал – у них отби­ра­ют одеж­ду и укра­ше­ния и застав­ля­ют лечь на зем­лю. Этот нехит­рый обряд озна­ча­ет отре­че­ние от про­шлой жиз­ни и пол­ный пере­ход в соб­ствен­ность богов и их похот­ли­вых и жад­ных жрецов.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Побои и изде­ва­тель­ства – обыч­ное дело для хра­мо­вых рабынь Ганы

После это­го девочка-«трокоси» полу­ча­ет вме­сто одеж­ды кусок тряп­ки, кото­рый отныне и будет состав­лять ее гар­де­роб. Новая рабы­ня тут же при­вле­ка­ет­ся к тяже­лой рабо­те на фер­мах, при­над­ле­жа­щих жре­цам и их род­ствен­ни­кам. Отныне ее удел посто­ян­но уго­ждать хозя­и­ну, что­бы избе­жать побо­ев, уни­же­ний и голода.

Когда девоч­ка дости­га­ет поло­вой зре­ло­сти, слу­жи­те­ли куль­та всту­па­ют с ними в поло­вую связь. Это необ­хо­ди­мо для того, что­бы закре­пить риту­ал очи­ще­ния от гре­хов. Отка­зать нель­зя – это чре­ва­то побо­я­ми и серьез­ны­ми лише­ни­я­ми. С момен­та поте­ри невин­но­сти рабы­ни пол­но­стью обслу­жи­ва­ют в сек­су­аль­ном плане жре­цов, их помощ­ни­ков, а ино­гда и мно­го­чис­лен­ных родственников.

В сред­нем за вре­мя тако­го «слу­же­ния» хра­мо­вая налож­ни­ца обза­во­дит­ся 4–5 детьми. Они сра­зу же после рож­де­ния ста­но­вят­ся соб­ствен­но­стью хра­ма и пол­но­цен­ны­ми раба­ми на всю жизнь. Таким обра­зом, коли­че­ство «тро­ко­си» посто­ян­но рас­тет и без вме­ша­тель­ства извне про­бле­му решить невозможно.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Обще­ство не при­ни­ма­ет назад осво­бож­ден­ных из раб­ства девушек

Девуш­ки, кото­рым повез­ло сбе­жать из хра­ма или кото­рых осво­бо­ди­ли из раб­ства вла­сти, рас­ска­зы­ва­ют о сво­ей жиз­ни ужас­ные вещи. Налож­ни­цы живут в ужас­ных усло­ви­ях и без­жа­лост­но экс­плу­а­ти­ру­ют­ся хозяевами.

Одна из деву­шек по име­ни Эни­о­нам Торд­зо попа­ла в раб­ство в 18 лет, когда ее при­вез­ли в храм роди­те­ли. У нее воз­ни­ка­ли мыс­ли о побе­ге, но осу­ще­ствить заду­ман­ное Эни­о­нам не реши­лась. Девуш­ка отлич­но пони­ма­ла, что домой ей вер­нуть­ся не удаст­ся, а если она сбе­жит, семья отдаст в храм в каче­стве заме­ны одну из ее мало­лет­них сестер.

Торд­зо рас­ска­за­ла, что рабо­чий день хра­мо­вых рабынь начи­на­ет­ся не позд­нее 4 часов утра. Девуш­ки сна­ча­ла носят воду, делая ее запа­сы на весь день, затем уби­ра­ют во дво­ре и отправ­ля­ют­ся на поля, где рабо­та­ют почти весь све­то­вой день. Ели «тро­ко­си» то, что уда­ва­лось добыть само­сто­я­тель­но или полу­чая подач­ки от хозя­и­на, если чем-то ему угодили.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Жрец и его юные под­опеч­ные во вре­мя рели­ги­оз­но­го праздника

Сам жрец совер­шен­но не бес­по­ко­ил­ся о том, голод­ные его под­опеч­ные или нет. При этом деву­шек посто­ян­но уни­жа­ли, изби­ва­ли и наси­ло­ва­ли. За 10 лет жиз­ни при хра­ме у Эни­о­нам роди­лось шесте­ро детей от слу­жи­те­ля куль­та и его родственников.

Полу­чить сво­бо­ду девуш­ке и дру­гим рабы­ням из ее хра­ма уда­лось в резуль­та­те дли­тель­ных пере­го­во­ров акти­ви­стов, кото­рые дей­ство­ва­ли от име­ни пра­ви­тель­ства Ганы. Но, вер­нув­шись домой, Торд­зо поня­ла, что ей там не рады. Ее отец при­шел в ярость от тако­го пово­ро­та собы­тий и потре­бо­вал, что­бы она немед­лен­но вер­ну­лась в храм.

Семья Эни­о­нам была в ужа­се от ее воз­вра­ще­ния и все были уве­ре­ны, что родо­вое про­кля­тие, кото­рое она искуп­ля­ла, вер­нет­ся уси­лен­ное во мно­го раз. К сожа­ле­нию, осво­бож­ден­ные «тро­ко­си» ста­но­вят­ся изго­я­ми в обще­стве – их обхо­дят сто­ро­ной и счи­та­ет­ся, что при­ка­сать­ся к ним опасно.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Мно­гие жен­щи­ны оста­ют­ся в раб­стве всю жизнь

Очень похо­жую исто­рию рас­ска­зы­ва­ла и Мер­си Сенаэ, попав­шая в храм в девя­ти­лет­нем воз­расте. Ее хозя­ин был осо­бен­но похот­лив и его даже не сму­щал слиш­ком юный воз­раст налож­ниц. Каж­дый вечер он при­хо­дил в сарай, где жили его рабы­ни и уво­дил одну из них с собой.

Отка­зать­ся было невоз­мож­но – за любое воз­ра­же­ние жрец бес­по­щад­но изби­вал дево­чек. Мер­си с ужа­сом вспо­ми­на­ет, что про­ве­ла мно­го лет в обста­нов­ке пол­но­го отча­я­ния и безыс­ход­но­сти, так как была уве­ре­на, что вся ее жизнь прой­дет при храме.

Как ни стран­но, о суще­ство­ва­нии «тро­ко­си» мир узнал толь­ко в 1997 году. Отвра­ти­тель­ный обы­чай стал изве­стен бла­го­да­ря пере­да­че кор­ре­спон­ден­та CNN Кри­сти­ан Аман­пур. Глав­ная геро­и­ня неболь­шо­го рас­сле­до­ва­ния – Бри­джит Сос­са Пере­ньи, роди­лась в Того, а в 7 лет ее род­ной дядя при­вез в один из хра­мов Ганы и, ниче­го не объ­яс­нив, оста­вил сре­ди незна­ко­мых людей.

Девоч­ка даже не зна­ла язы­ка, на кото­ром гово­ри­ли окру­жа­ю­щие, что сде­ла­ло ее поло­же­ние еще более невы­но­си­мым. На вопрос жур­на­ли­стов о том, что дела­ет ребе­нок из дру­гой стра­ны при хра­ме, жрец без­за­стен­чи­во отве­тил, что она зама­ли­ва­ет гре­хи сво­е­го дяди, пой­ман­но­го на неко­ей интрижке.

Поз­же выяс­ни­лись дета­ли этой отвра­ти­тель­ной исто­рии – дядя девоч­ки забрал ее из семьи обма­ном, ска­зав ее роди­те­лям, что ему нуж­на помощ­ни­ца по дому и он готов забо­тить­ся о девоч­ке как о род­ной доче­ри. Когда обман рас­крыл­ся, семья разыс­ки­ва­ла Бри­джит, но ее род­ствен­ник-него­дяй отка­зал­ся сооб­щить о том, где она нахо­дит­ся и поис­ки не увен­ча­лись успехом.

Осво­бо­ди­ли Бри­джит после того, как репор­таж Аман­пу­ра пока­за­ли по теле­ви­де­нию – аме­ри­ка­нец Кен­нет Пере­ньи при­е­хал в храм и выку­пил девоч­ку из раб­ства, в кото­ром она про­ве­ла целый год. Акти­вист удо­че­рил ребен­ка и увез в США, где Бри­джит нача­ла новую, счаст­ли­вую жизнь. Девоч­ке повез­ло – она попа­ла в раб­ство до поло­во­го созре­ва­ния и ей уда­лось избе­жать сек­су­аль­но­го насилия.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Быв­шая рабы­ня Бри­джит Сос­са Переньи

Исто­рия Бри­джит Сос­са Пере­ньи, рас­ска­зан­ная на весь мир CNN, вызва­ла бурю воз­му­ще­ния и бла­го­да­ря ей пра­ви­тель­ство Ганы было вынуж­де­но при­нять закон, запре­ща­ю­щий хра­мо­вое раб­ство. С 1998 года любое лицо, пере­да­ю­щее или при­ни­ма­ю­щее дру­го­го чело­ве­ка в рели­ги­оз­ное или обыч­ное раб­ство, счи­та­ет­ся пре­ступ­ни­ком и может полу­чить 3–5 лет тюрьмы.

Такой под­ход дал свои пло­ды – за два деся­ти­ле­тия из хра­мов были осво­бож­де­ны тыся­чи дево­чек и жен­щин. С зако­ном вынуж­де­ны счи­тать­ся даже самые непри­ми­ри­мые слу­жи­те­ли куль­та. Теперь «тро­ко­си» нахо­дят­ся при хра­мах не всю жизнь, а несколь­ко лет, необ­хо­ди­мых для искуп­ле­ния гре­ха. Кро­ме это­го, девоч­кам раз­ре­ша­ют посе­щать шко­лу и даже жить за пре­де­ла­ми храма.

Но подоб­ное смяг­че­ние явля­ет­ся все­го лишь полу­ме­рой – обще­ство отка­зы­ва­ет­ся при­ни­мать налож­ниц и они все рав­но явля­ют­ся соб­ствен­но­стью хра­ма. По пер­во­му зову девоч­ки долж­ны воз­вра­щать­ся к хозя­и­ну и выпол­нять его при­хо­ти и поручения.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Все эти дети рож­де­ны «тро­ко­си» при хра­ме и без посто­рон­не­го вме­ша­тель­ства обре­че­ны на пожиз­нен­ное рабство

Отдель­но нуж­но ска­зать, что чинов­ни­ки Ганы очень кор­рум­пи­ро­ва­ны и поэто­му очень немно­гие рели­ги­оз­ные дея­те­ли отве­ти­ли за свои пре­ступ­ле­ния по зако­ну. Так­же игра­ет важ­ную роль и то, что род­ные хра­мо­вых налож­ниц не заин­те­ре­со­ва­ны в осво­бож­де­нии дево­чек из рабства.

Извест­ны мно­же­ство слу­ча­ев, когда дело о «тро­ко­си» дохо­ди­ло до суда, но не полу­ча­ло логи­че­ско­го завер­ше­ния из-за неяв­ки на засе­да­ния потер­пев­шей сто­ро­ны. В наро­де эва твер­до уве­ре­ны, что тра­ди­ция искуп­ле­ния гре­хов – это часть их куль­тур­но­го насле­дия и поэто­му долж­на быть сохра­не­на. Ста­рей­ши­ны убеж­да­ют про­стых людей, что вла­сти, запре­щая «тро­ко­си», уни­что­жа­ют куль­ту­ру и тра­ди­ции их народа.

Жре­цы, объ­яс­няя свою пози­цию жур­на­ли­стам, без­за­стен­чи­во лгут. Один из них, напри­мер, в сво­ем интер­вью заявил об излиш­ней демо­ни­за­ции обы­чая и заве­рил, что с раб­ством прак­ти­ка «тро­ко­си» ниче­го обще­го не име­ет, а, наобо­рот, пред­став­ля­ет собой пре­крас­ный обы­чай само­по­жерт­во­ва­ния и искупления.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

О куль­то­вом раб­стве в Гане мир узнал толь­ко в 1997 году после пере­да­чи CNN

Жрец Торг­би Вена­нуа, отпу­стив­ший под дав­ле­ни­ем вла­стей более 200 рабынь, искренне сожа­ле­ет об их поте­ре. Пред­ста­ви­тель куль­та утвер­жда­ет, что девоч­ки жили при его хра­ме не как бес­прав­ные суще­ства, а как насто­я­щие королевы.

Эни­о­нам, быв­шая одной из «коро­лев» это­го него­дяя, пол­но­стью опро­вер­га­ет его рас­ска­зы. Жен­щи­на сожа­ле­ет, что у нее нет фото­гра­фии, где она при­кры­та лишь кус­ком тряп­ки, а на ее шее бол­та­ет­ся верев­ка. Быв­шая «тро­ко­си» счи­та­ет, что такой сни­мок помог бы людям из пра­ви­тель­ства Ганы узнать немно­го боль­ше об одном из самых отвра­ти­тель­ных рабо­вла­дель­цев страны.

Обычай "трокоси": зачем в Африке девочек отдают в сексуальное рабство

Несмот­ря на все уси­лия акти­ви­стов и пра­ви­тель­ства, рели­ги­оз­ное раб­ство в Гане про­дол­жа­ет процветать

Боль­шую роль в том, что тра­ди­цию не уда­ет­ся пол­но­стью иско­ре­нить игра­ет и суе­ве­рие насе­ле­ния. В гнев богов верят даже офи­це­ры поли­ции, поэто­му в хра­мо­вые дела вла­сти на местах ста­ра­ют­ся не вме­ши­вать­ся. Пока наи­луч­ший резуль­тат пока­зал такой спо­соб борь­бы с рели­ги­оз­ным раб­ством, как заме­на дево­чек на домаш­них живот­ных или выпла­ту пожерт­во­ва­ния день­га­ми. На такой ком­про­мисс охот­но идут как семьи, так и сами слу­жи­те­ли культа.

Несмот­ря на актив­ную борь­бу пра­во­за­щит­ни­ков и акти­ви­стов с диким обы­ча­ем «тро­ко­си», гово­рить о том, что он побеж­ден нель­зя – сот­ни дево­чек и жен­щин так и нахо­дят­ся в раб­стве и для их осво­бож­де­ния нуж­но при­ло­жить нема­ло усилий.

Живая планета
Добавить комментарий