Собор святого Вита (Прага, Чехия): описание, история, время работы, как добраться

На правом высоком берегу чешской столицы возвышается над Влтавой Пражский град. Когда-то это был оборонительный город-крепость, замок первых князей, а затем и королей. Здесь зарождалась Прага, ставшая с X века столицей чешского государства. Душа Пражского града — собор Святого Вита.
Собор святого Вита (Прага, Чехия): описание, история, время работы, как добраться

Собор святого Вита (Прага, Чехия): описание, история, время работы, как добраться

На правом высоком берегу чешской столицы возвышается над Влтавой Пражский град. Когда-то это был оборонительный город-крепость, замок первых князей, а затем и королей. Здесь зарождалась Прага, ставшая с X века столицей чешского государства. Душа Пражского града — собор Святого Вита. Шпиль этого великолепного храма словно страж высится над историческими районами города, черепичными крышами домов, набережной и мостами. Комплекс считается одним из наиболее красивых соборов Европы, самым значимым в стране религиозным центром, объектом любви и гордости горожан.

Общее описание

У Собора святого Вита очень продолжительная история строительства. Свою современную форму храм приобрел не сразу, на это ушло шесть веков - с 1344 по 1929 год. Сооружение было проектом готической архитектуры, но за столетия на его отделке и общей конфигурации отложились отпечатки эпох Средневековья, Ренессанса, Барокко. В разных частях здания можно заметить также элементы неоготики, классицизма и даже модерна. Но общий архитектурный стиль характеризуется как готический и неоготический.

Сейчас в соборе Святого Вита (адрес: Прага 1-Градчаны, III. nádvoří 48/2, 119 01) находится кафедра архиепископа Пражского. С десятого века строение было резиденцией епископов Пражской епархии, а с 1344 года возвышено до уровня архиепископии. По этому поводу началось возведение трехнефного готического собора с тремя башнями. Несмотря на все столетние усилия, строительство со всеми изменениями и дополнениями завершилось лишь к 1929 году, когда закончились работы по западному нефу, двум башням центрального фасада и множеству декоративных элементов: скульптуры и ажурный декор окна-розы из песчаника, витражи, другие детали.

Некоторые части кафедрального собора являются выдающимися произведениями искусства разных веков, включая период завершающих работ. Например, мозаика Последнего Суда, часовня Св. Вацлава, галерея портретов на трифории, витраж Альфонса Мухи и другие.

Основание и первая постройка

Началом истории собора Святого Вита следует считать 929 год. В тот год князь Вацлав основал первую церковь на месте будущего костела. Она стала третьим христианским храмом города. Церковь была возведена на возвышении акрополя в укрепленном поселке Праги и посвящена святому Витусу, итальянскому святому, часть мощей которого (руку) князь Вацлав получил от герцога Саксонии Генриха I Птицелова. Эта первая церковь являла собой ротонду, по-видимому, только с одной апсидой.

После смерти Вацлава его останки были перенесены в церковь св. Вита по окончании строительства, и, по сути, князь стал первым святым, погребенным в ней. В 973 году храм получил статус главной церкви княжества новосозданного Пражского епископства. После экспедиции (1038) Бретислава I в польский город Гнезно, князь привез в ротонду частицы мощей Иоанна Крестителя, которые составили трио святых, освященных и находящихся с тех пор в церкви.

Первоначальная ротонда, дополненная южными и северными апсидами, была снесена из-за неудовлетворительных размеров и заменена после 1061 года базиликой. Однако небольшие фрагменты сохранились под часовней Св. Вацлава, указывая на первоначальное местоположение гробницы основателя церкви.

Строительство базилики

Сын Бретислава I и его наследник князь Спытигнев II вместо небольшой ротонды построил гораздо более представительную романскую базилику св. Витуса, Войтеха и Девы Марии. По словам летописца Космы, строительство было начато на праздник Св. Вацлава. С 1060 года на месте ротонды возводилась трехнефная базилика с двумя башнями, которая стала новой доминантой Пражского Града. Это была, по сути, огромная надстройка над святыми могилами.

Вскоре после начала строительства князь Спытигнев II умер, и строительство продолжил его сын Вратислав II, ставший первым чешским королем. Он сам составил проект и расположение здания. Строительство завершилось в 1096 году. В горизонтальном плане базилика представляла собой крест длиной 70 и шириной 35 метров. Постройка имела две башни, ее толстые стены и колонны разделяли темное пространство на три нефа с парой хоров на восточной и западной стороне, и поперечным нефом в западном конце. Проекция базилики хорошо прослеживается в подполье южной части сегодняшнего собора, где сохранились богато украшенные колонны западных и восточных склепов, фрагменты кладки, мощения и опорных столбов.

Начало возведения собора

30 апреля 1344 года Прага была переведена в архиепископство, и шесть дней спустя архиепископу пражскому Арношту Пардубицкому была передана папская булава вместе с правом короновать королей Чехии. А через полгода, 21 ноября, десятый чешский король Иоанн Люксембургский в честь этого события заложил в фундамент первый камень нового собора - Святого Вита.

Главным архитектором стал 55-летний Матьяс Аррасский. Строительство началось с восточной стороны, где находится алтарь, чтобы он как можно скорее мог служить мессе. Матьяс спроектировал здание согласно французским готическим канонам. Он успел возвести подковообразный хор с восемью капеллами, хранилища, восточную часть длинного хора с одной часовней на севере и двумя с южной стороны, аркады и галереи. Началось строительство южной стороны здания, в том числе стены по периметру Часовни Святого Креста, которая сначала размещалась отдельно от конструкции собора. Все создавалось простым и аскетичным.

В 1352 году Маттиас умер, и с 1356 года управлял строительством Петр Парлер из Швабии. Он происходил из известной германской семьи строителей и в 23 года приехал в Прагу. В соборе Святого Вита Парлер применил необычный сетчатый свод, поддерживаемый ребрами, которые соединились в красивые геометрические формы и стали самостоятельным украшением потолка.

Капелла Св. Вацлава

Из всего венца капелл часовня Св. Вацлава является наиболее важной в соборе. Это отдельное святилище, построенное над местом захоронения основателя церкви, причисленного к лику святых. Капелла сразу планировалась как хранилище королевских драгоценностей и одна из точек коронационной церемонии. Небольшое, почти кубической формы помещение, встроенное в стены церкви, было спроектировано до Парлера. Зодчий создал в святилище неизвестный прежде архитекторам свод, переплетения ребер которого напоминали очертания звезд. Удерживающие конструкции смещались от углов комнаты до третей стены, что было непривычно по сравнению с традиционными сводами. Помимо часовни, Парлером построена южная прихожая в 1368 году, а на ее полу была устроена потайная камера, в которой хранилась корона и чешские королевские драгоценности. Часовня Святого Вацлава была освящена в 1367-м и украшена в 1373 году.

Дальнейшее строительство

Занимаясь строительством собора, Парлер также работал над Карловым Мостом и несколькими столичными церквями. В 1385 году был закончен хор. После смерти Карла IV (1378) Парлер продолжал работать. Когда он умер (1399), установленная им башня осталась незаконченной, были завершены лишь хор и часть трансепта собора. Работу зодчего продолжили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили главную башню, возведя ее до высоты 55 метров, и южную часть костела. Но через двадцать лет после смерти великого короля интерес последователей к строительству угас, и собор остался еще на пятьсот лет недостроенным.

При царствовании царя Владислава II Ягеллонского (1471–1490) была построена позднеготическая королевская молельня архитектора Бенедикта Рейта, а собор соединили со Старым Королевским дворцом. После великого пожара 1541 года было разрушено много зданий, и часть собора пострадала. Во время следующего ремонта 1556-1561 гг. незавершенный собор обрел элементы ренессанса, а с 1770 года появился барочный купол колокольной башни.

Завершение строительства

Под влиянием романтизма и в связи с экономическим ростом Чехии было принято решение возобновить строительство. Проект 1844 года по реконструкции собора был представлен архитекторами Ворцлавом Песиной и Йозефом Краннером, последний руководил работами до 1866 года. Его сменил до 1873 года Йосеф Моцкер. Был восстановлен интерьер, демонтированы элементы барокко, сконструирован западный фасад в стиле поздней готики. Удалось достичь гармоничного композиционного единства всей постройки. Последним архитектором был Камил Гильберт, проработавший до момента завершающих работ 1929 года.

Интерьер собора

Внутри стены главного нефа вертикально разделены трифориями (галереей из узких проемов). На столбах хора установлен 21 бюст епископов, монархов, королев и мастеров Петра Парлера. За главным алтарем расположились гробницы первых чешских епископов и статуя кардинала Шварценберга работы Мысльбека.

Южная галерея содержит монументальное серебряное надгробье 1736 года, установленное Св. Яну Непомуцкому по проекту Э. Фишера. С двух сторон высокого хора стоят две большие барочные статуи, изображающие разорение храма 1619 года и побег Зимнего короля (1620). В середине нефа расположен ренессансный мавзолей Максмилиана II и Фердинанда I с супругой Анной работы Александра Коллина 1589 года. На сторонах мавзолея изображены персоны, которые захоронены под ним.

Разрушенный во время прусской бомбардировки (1757) ренессансный орган в соборе Святого Вита заменен инструментом периода барокко.

Хранилище и мавзолей

Помимо центра религиозного поклонения, храм служит сокровищницей драгоценностей чешской короны и королевской усыпальницей.

Одна из многих достопримечательностей собора Святого Вита в Праге — коронационные инсигнии. Здесь некогда короновали, возводя на престол, чешских королей. В храме хранятся королевские регалии, оригиналы которых выставляются для обозрения каждые пять лет в честь инаугурации президента Чехии. Исключением стал 2016 год, когда город праздновал 700-летнюю дату рождения великого чешского короля Карла IV. Вот эти драгоценные символы королевской власти: корона и меч Святого Вацлава, королевские скипетр и держава, коронационный крест. Все эти предметы выполнены из золота с обильной отделкой жемчугом и крупными драгоценными камнями.

В соборе Святого Вита крестили будущих государей, венчали, короновали, здесь же хоронили их останки. Саркофаги некоторых князей и монархов находятся в церковных помещениях, но большинство правителей обрели вечный покой в подземелье храма, где расположена Королевская усыпальница с гробницами. В общей сложности здесь находятся останки пяти чешских князей, включая основателя церкви Святого Вита, а также 22 королей и королев. Храм стал последним земным приютом и для многих духовных лиц.

Внешний вид

Сейчас общая ширина собора достигает 60 м, а длина по центральному нефу — 124 м. Большая святовитская башня с южной стороны здания поднимается до уровня 96,6 м и является третей по высоте среди церковных башен Чешской республики. Первый этаж занимает Хазмбуркская часовня, над которой находится колокольня и башенные часы. До высоты 55 м четырехгранное строение выполнено по готическому образцу. Верхняя восьмигранная часть с галерей отражает архитектуру позднего ренессанса с куполами стиля барокко. Здесь же, возле башни, находится южный вход: Золотые ворота Святовацлавской капеллы со знаменитой мозаикой «Последний Суд».

Формы богатой поддерживающей системы и венцы капелл северной стороны собора Святого Вита — прекрасный образец французской готики. К позднеготическому периоду относятся спиральные лестницы в углах обоих поперечных нефов.

Западная часть нефа и фасад с двумя башнями возведены между 1873 и 1929 годами. Эта часть церкви полностью соответствует неоготическому направлению. Во время работы над собором Святого Вита в украшении его западной части принимали участие многие известные скульпторы и художники Чехии: Франтишек Хергесел, Макс Швабинский, Альфонс Муха, Ян Кастнер, Йосеф Калвода, Карел Сволинский, Войтех Сухарда, Антонин Запотоцкий и другие.

Колокола

В колокольне над Хазембуркской часовней размещены в двух этажах семь колоколов. Говорят, что их звон — это голос Праги. От собора Святого Вита колокольный перезвон раздается по городу каждое воскресенье перед утренней мессой и в полдень.

Крупнейший во всей Чехии, а не только в столице, - это колокол "Зикмунд", названный в честь святого покровителя страны. Этот гигант с нижним диаметром 256 см и общей высотой 241 см достигает веса 13,5 тонны. Чтобы раскачивать такую махину, требуются усилия четырех звонарей и еще пары помощников. "Зикмунд" звучит лишь в дни больших праздников и в особых случаях (похороны президента, приезд папы римского и другие). Колокол отлит в 1549 г. мастером Томашем Ярошем по приказу короля Фердинанда I.

Этажом выше находятся остальные колокола.

Колокол "Вацлав" 1542 года отлит мастерами Ондрежем и Матьясом Пражскими. Высота — 142 см, вес — 4500 кг.

Колокол Иоанна Крестителя 1546 года от мастера-колокольщика Станислава. Высота — 128 см, вес — 3500 кг.

Колокол "Иосиф" работы Мартина Нильгера. Высота — 62 см.

Три новых колокола 2012 года из мастерской Дитрычовых из Бродки заменили старые колокола с теми же названиями, которые были сняты в период военных лет с 1916 года:

  • "Доминик" — колокол, призывающий к мессе, высотой 93 см.
  • Колокол "Мария" или "Мари".
  • "Иисус" — самый маленький колокол высотой 33 см.

Легенды о колоколах

Сложено немало преданий о колоколах кафедрального собора Святого Вита.

Когда умирал (1378 г.) великий чешский цесарь Карл IV, колокол на башне собора начал звонить сам по себе. Постепенно к нему присоединились все колокола Чехии. Услышав звон, умирающий король воскликнул: «Дети мои, это призывает меня Господь Бог, да пребудет он с вами навеки!»

Хазембуркская часовня после пожара 1541 года долго не использовалась по назначению и служила звонарям кладовой. Как-то там уснул подвыпивший звонарь, но в полночь он был разбужен призраком, который выгнал выпивоху прочь из церкви. Утром этого звонаря увидели седым.

Только что отлитый колокол "Зикмунд" к замку притащили 16 пар лошадей, прикованных к специально изготовленной для этой цели телеге. Но как его втащить на колокольню, никто не знал, кроме того, ни одна веревка не выдерживала подобной тяжести. Так и стоял колокол долгое время. Правил тогда страной Фердинанд I (1503-1564). Его старшая дочь Анна (1528-1590) предложила построить странную машину, при помощи которой "Зикмунда" подняли на башенную колокольню. Прочный канат был сплетен из кос пражских девушек, в том числе и самой принцессы. Когда ученые хотели рассмотреть механизм, Анна приказала им разойтись, а устройство сломать.

Во время христианских реформ в период правления Фредерика Фалька (1596-1632) собор находился в распоряжении кальвинистов. Их представители хотели звонить в святовитовские колокола на Страстную пятницу, что для католиков неприемлемо. Однако колокола были настолько тяжелыми, что их невозможно было раскачать. Администратор собора рассердился и запер башню, чтобы никто не мог звонить даже в Великую субботу, но колокола в положенное время зазвонили сами (со времен позднего Средневековья и до реформы XX века католическое пасхальное бдение совершалось в субботний полдень).

Святовитовские колокола могут изменить свой тембр в соответствии с настроением чешской нации. После битвы при Белой Горе их звон казался таким грустным, что, говорят, упокоенные чешские святые проснулись в склепах собора.

Считается, что никто не может убрать колокола из башни. Тот, кто попытается — умрет, а загруженные в телегу колокола станут настолько тяжелыми, что телега не сдвинется с места. Но местные жители уверены: даже если бы такое удалось, то колокола вернулись бы на место сами.

Последняя из легенд принадлежит нашему тысячелетию. Существует предание: если трескается колокол, то городу, где он находится, грозит беда. В Праге и большей части Чехии в 2002 году произошло крупнейшее наводнение. За два месяца до несчастья треснул язык "Зикмунда" - колокола, который был назван в честь покровителя всего Королевства Чешского.

Время работы и транспорт

Пражский Град — пешеходная зона. Как добраться до собора Святого Вита? Это можно сделать двумя способами:

  • 22-й трамвай доставит до остановки Pražský Hrad, откуда к воротам Пражского Града пройти останется 300 метров;
  • от станции метро Malostranská следует подняться метров 400 по замковой старой лестнице.

В собор попасть можно ежедневно с девяти часов утра до пяти вечера. Только по воскресеньям храм открывается с полудня. Южная башня работает с десяти часов утра и до шести вечера.

Ctrl
Enter
Заметили ошибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)