Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

Как долж­ны рас­ти и раз­ви­вать­ся горо­да? И реаль­но ли вооб­ще уста­нав­ли­вать для их роста какие-либо стан­дар­ты? Эти и дру­гие вопро­сы сего­дня на повест­ке дня на Все­мир­ном Фору­ме по урба­ни­за­ции, про­хо­дя­щем в Рио-де-Жаней­ро (Бра­зи­лия). Надеж­ды и про­бле­мы, свя­зан­ные с ростом горо­да, ста­но­вят­ся гораз­до замет­ней, если этот рост фор­си­ру­ет­ся каким-то собы­ти­ем – напри­мер, Чем­пи­о­на­том мира по фут­бо­лу.

(Все­го 8 фото)

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

1) 9 горо­дов в ЮАР при­мут у себя этот чем­пи­о­нат в июне-июле это­го года. Муни­ци­паль­ные вла­сти обе­ща­ют, что по мак­си­му­му исполь­зу­ют эту воз­мож­ность для улуч­ше­ния усло­вий жиз­ни в избран­ных горо­дах. Напри­мер, в Кейп­та­уне постро­и­ли вот этот ста­ди­он. В отли­чие от несколь­ких игро­вых полей част­ных клу­бов, кото­рые пред­по­ла­га­лось сде­лать на этом месте ранее, новый ста­ди­он – «Green Point Common», будет открыт для всех, бес­плат­но, семь дней в неде­лю; во вся­ком слу­чае, так утвер­жда­ют власти.

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

2) Но при­го­тов­ле­ния к Куб­ку Мира созда­ют и про­бле­мы. Комис­сар ООН по пра­вам чело­ве­ка недав­но доло­жил, что око­ло 20 тысяч жите­лей само­воль­ных посе­ле­ний в Кейп­та­уне поте­ря­ли свои лачу­ги, кото­рые были сне­се­ны, что­бы рас­чи­стить место для стро­и­тель­ства новой жил­пло­ща­ди. Жите­лей тру­щоб пере­се­ли­ли в посе­ле­ния подоб­ные пока­зан­но­му на сним­ке, кото­рый назы­ва­ет­ся Блик­кисдорп (Blikkiesdorp). 29-лет­няя Зит­та Мей­ер рас­ска­зы­ва­ет, что её пере­се­ли­ли туда насиль­но соци­аль­ные работ­ни­ки, гро­зив­шие в слу­чае отка­за отпра­вить её в тюрь­му. «Они про­сто взя­ли и поса­ди­ли нас сюда, как цып­лят, не оста­вив дру­го­го выбо­ра», – гово­рит Зит­та. Вла­сти Кейп­та­у­на наста­и­ва­ют, что всё было сде­ла­но закон­но и спра­вед­ли­во. Питер Крондж, спи­кер муни­ци­па­ли­те­та, заяв­ля­ет: «Мы не закры­ва­ем гла­за на соци­аль­ные про­бле­мы наше­го горо­да. В насто­я­щее вре­мя мы заня­ты пере­строй­кой мно­же­ства само­воль­ных посел­ков в чер­те горо­да, имея целью пре­вра­тить их из «гет­то» в обыч­ные квар­та­лы, впи­сы­ва­ю­щи­е­ся их в обще­го­род­скую струк­ту­ру. В горо­де есть про­грам­ма соци­аль­но­го жилья, но в оче­ре­ди на него сто­ят око­ло 300.000 человек.

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

3) Мно­гие свя­зан­ные с пред­сто­я­щим Куб­ком Мира про­ек­ты в Кейп­та­уне носят «зелё­ный» харак­тер. Напри­мер, уси­лен над­зор за чисто­той и эко­ло­ги­че­ским состо­я­ни­ем это­го и дру­гих пля­жей в зали­ве False Bay. Так­же, во мно­гих домах эко­ном-клас­са уста­нов­ле­ны систе­мы сол­неч­но­го нагре­ва воды для быто­вых нужд.

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

4) Высе­ле­ния в пред­две­рии Чем­пи­о­на­та затро­ну­ли не толь­ко Кейп­та­ун. В Йохан­нес­бур­ге вла­сти так­же пошли на эту меру, осо­бен­но в отно­ше­нии бежен­цев из-за гра­ни­цы. Эти и дру­гие уро­жен­цы Зим­баб­ве, око­ло 2 тысяч чело­век, полу­чи­ли вре­мен­ный ноч­лег в мето­дист­ской церк­ви в цен­тре Йохан­нес­бур­га. Рей­квел Рол­ник, сле­до­ва­тель ООН по пра­вам чело­ве­ка, заклю­чи­ла в сво­ём отчё­те, что «уси­лия пра­ви­тель­ства ЮАР в пред­две­рии Куб­ка Мира что­бы создать более цель­ное и бла­го­по­луч­ное обще­ство, не все­гда выдер­жи­ва­ют столк­но­ве­ния с реальностью».

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

5) Эту дорож­ную раз­вяз­ку в Кейп­та­уне закон­чи­ли как раз перед чем­пи­о­на­том. Её построй­ка помог­ла не толь­ко улуч­шить авто­мо­биль­ные ком­му­ни­ка­ции, но и предо­ста­ви­ла рабо­ту боль­шо­му коли­че­ству людей в стране, где боль­ше чет­вер­ти тру­до­спо­соб­но­го насе­ле­ния явля­ют­ся безработными.

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

6) Улич­ные тор­гов­цы, напо­до­бие этой жен­щи­ны в Дур­бане (Durban) – ещё одном горо­де при­ни­ма­ю­щем Чем­пи­о­нат, – рас­счи­ты­ва­ют под­за­ра­бо­тать в этот пери­од. Но не всем это удаст­ся. Вла­сти пре­ду­пре­жда­ют раз­нос­чи­ков, что сбыт води­те­лям вся­кой вся­чи­ны, от кален­да­рей до сиа­ли­са, пока те сто­ят на све­то­фо­ре, будет запре­щен. ООН под­верг­ло кри­ти­ке не толь­ко мест­ные вла­сти, но и фут­боль­ную феде­ра­цию FIFA, орга­ни­зу­ю­щую про­ве­де­ние Куб­ка Мира. Комис­сия ООН по урба­ни­сти­ке (HABITAT) заклю­чи­ла, что Феде­ра­ция «не дора­ба­ты­ва­ет» в вопро­се обес­пе­че­ния соот­вет­ству­ю­щей инфраструктуры.

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

7) Соци­аль­ное напря­же­ние в пред­две­рии Чем­пи­о­на­та вклю­ча­ет так­же недо­воль­ство так­си­стов и води­те­лей част­ных марш­ру­ток, кото­рые опа­са­ют­ся, что раз­вёр­ну­тая во вре­мя Куб­ка обшир­ная транс­порт­ная сеть оста­вит их без рабо­ты. На этом сним­ке поли­ция стре­ля­ет по про­те­сту­ю­щим води­те­лям так­си в горо­де Сове­то близ Йохан­нес­бур­га. Учесть пере­се­ка­ю­щи­е­ся инте­ре­сы раз­ных сто­рон – непро­стая зада­ча для чинов­ни­ков, а в Йохан­нес­бур­ге это сде­лать осо­бен­но труд­но. Ведь этот город, вме­сте с ещё дву­мя южно­аф­ри­кан­ски­ми горо­да­ми, Баф­фа­ло-Сити и Ист-Рэн­дом, были назва­ны «наи­бо­лее нерав­ны­ми в соци­аль­ном отно­ше­нии в мире».

Урбанизация в ЮАР: плюсы и минусы

8) Пас­са­жи­ры оса­жда­ют авто­бу­сы, сто­я­щие на окра­ине Кейп­та­у­на, так как марш­рут­ки не ходят. Води­те­ли част­ных марш­ру­ток в тече­ние двух дней напа­да­ли и гро­ми­ли авто­бу­сы новой цен­тра­ли­зо­ван­ной систе­мы Bus Rapid Transport System (BRT), кото­рая, по их мне­нию, гро­зит оста­вить их без средств суще­ство­ва­ния. Транс­порт­ная сеть BRT явля­ет­ся состав­ной частью под­го­тов­ки горо­да к Чем­пи­о­на­ту. Соглас­но докла­ду ООН, за послед­ние 10 лет коли­че­ство людей, живу­щих в тру­що­бах, воз­рос­ло на 51 мил­ли­он человек.

Живая планета
Добавить комментарий