Что может рассказать натюрморт о русской жизни? Как и почему селедка стала символом советской эпохи? А что можно назвать «гастрономической пропагандой»? Смотрим на величайшие примеры использования гастрономической тематики в русском искусстве.
8 ФОТО
1. ‘Завтрак аристократа’ (1849-1850), Павел Федотов. Сам художник решил назвать работу «Непрошеный гость» — весь ее смысл скрывался в маленькой детали: едва прикрытом и скудном завтраке, состоящем из куска черного хлеба. Это резко контрастирует с той картиной аристократизма, которую так хотел передать молодой человек.
2. ‘Натюрморт’ (1911), Казимир Малевич. В период творческих поисков известный художник-авангардист попробовал свои силы во французском стиле cloisonné, в котором крупные цветовые пятна заключены в толстые прямые линии.
3. ‘За завтраком’ (1914), Зинаида Серебрякова. Серебрякова — одна из немногих женщин в русской живописи, предпочитающих затрагивать семейные сцены — в частности, портреты своих детей, один из которых содержит семейный завтрак. Сама родом из богемы, творческого воспитания, в ее доме сохранились европейские гастрономические традиции: утром был небольшой завтрак, а после обеда – сытный бранч.
4. ‘Рыба, вино и фрукты’ (1916), Константин Коровин. Заядлый рыбак, Коровин часто обращался к теме «рыбного натюрморта», выполненного в любимом им импрессионистическом стиле. Картину, если брать по цветам, можно отнести к «Ночному натюрморту Коровина».
5. «Купчиха за чаем» (1918), Борис Кустодиев. С приходом большевиков годы частной торговли ушли в прошлое. Здесь Кустодиев использует образ сладострастной женщины с богатой родословной, живущей в роскоши — самовар перед ней, окруженный изысканным фарфором и вкусной едой, — как образ России, который к тому времени остался в памяти.
6. ‘Селедка’ (1918), Кузьма Петров-Водкин. Он создал свой натюрморт, слишком хорошо изображающий основной рацион обывателя на заре советской эпохи — вяленую селедку, черствый батон хлеба и несколько картофелин.
7. ‘А.Н. Толстой в гостях у художника’ (1941), Пётр Кончаловский. Писатель Алексей Толстой бывал в гостях у Кончаловского в его деревенской усадьбе, причем последний изображал первого сидящим за богато накрытым русским столом: роскошная ветчина, невероятно тонко нарезанные лепестки красной рыбы, жареные куропатки, хрустящие огурцы, красные помидоры, ярко-желтый, сочный лимон и различные напитки. Фантастический праздник, которым в те дни хотел бы насладиться каждый.
8. ‘Советские консервы’ (1939), Борис Яковлев. Другой пример соцреализма в натюрморте, картина со всеми ее маринадами, консервами и банками выглядела бы для людей в 1930-х годах как определение изобилия. Перед художником была поставлена задача вызвать чувство богатства и сытости у публики «великой страны».